На «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) завершен контроль качества замыкающего кольцевого шва на корпусе второго реактора силовой установки «РИТМ-200» для универсального ледокола нового поколения ЛК-60Я «Арктика». Третий основной сварной шов соединил два полукорпуса реактора.
Данное сварное соединение относится к швам первой категории, поэтому к качеству проверяемой продукции предъявляются максимально высокие требования. Специалисты центральной лаборатории неразрушающих методов провели контроль качества, используя три вида: радиографический, ультразвуковой и капиллярную дефектоскопию. Радиографический контроль проводился в рентгеновской камере с применением ускорителя электронов (источник излучения), который позволяет производить контроль сварных швов толщиной до 250 мм. Объем исследования потребовал полной проверки кольцевого шва диаметром 2,6 м.
Результаты контроля показали, что сварное соединение полностью соответствует максимально жесткому стандарту качества.
В состав атомной энергетической установки нового типа «РИТМ-200» входят два реактора. Первый корпус реактора был собран на «ЗиО-Подольске» в августе 2015 года. Сейчас ведутся работы по установке внутрикорпусного оборудования.
РУ «РИТМ-200» разработана с парогенерирующим блоком интегрального типа, что позволило минимизировать её массу и габариты. В частности, по сравнению с транспортной установкой типа КЛТ реакторная установка «РИТМ-200» имеет значительно улучшенные массогабаритные характеристики, а также повышенные показатели надежности и безопасности. Время работы одной загрузки топлива составляет 7 лет. Общий срок службы энергетической установки — 40 лет.
Предприятиями АО «Атомэнергомаш» обеспечена полная производственная цепочка создания силовой установки «РИТМ-200» – от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».
Универсальный двухосадочный атомный ледокол ЛК-60 проекта 22220 «Арктика» станет самым большим и мощным атомоходом в мире. Его длина составит 173,3 м, ширина — 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м, минимальная рабочая осадка — 8,55 м. Запланированное водоизмещение — 33,54 тыс. тонн. Ледокол сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до трех метров.